Close

2020-11-24

Описание лучших практик последовательного внедрения в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения

Количество студентов, специальность, курс

— 46 чел., специальность 15.02.08. «Технология машиностроения», курс 2;

— 40 чел., специальность 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», курс 4.

Место реализации практики:

— АО «Оренбургские минералы»;

— ООО «УралПромМаш».

Основные участники практики: предприятия, техникум, студенты.

Описание механизма реализации практики

В техникуме осуществляется практико-ориентированное обучение, обусловленное ФГОС. Формирование профессиональных, общих компетенций студентов требует внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Особое внимание уделено формированию деятельностно-компетентностного подхода через внедрение практико-ориентированных задач. При изучении общеобразовательных дисциплин профессионального цикла, преподаватели формируют умения, знания с ориентацией на профессиональные компетенции. Теоретические занятия выстраиваются на примерах реального производства, практические работы максимально приближены к производственной деятельности, часть из них проводится на виртуальном и реальном оборудовании предприятий, организаций. Практико-ориентированное обучение на прямую связано с практическим обучением студентов, с их «погружением» в профессиональную деятельность в период прохождения учебной, производственной практики (по профилю специальности), практики преддипломной. Учебные часы практического обучения по всем профессиям и специальностям распределены по профессиональным модулям. Программы практического обучения направлены на освоение практического навыка конкретной профессиональной компетенции в соответствии с ФГОС профессий.

Нормативная правовая база практики

  • Положение об организации образовательного процесса с элементами дуальной системы обучения;
  • Положение о практическом обучении;
  • Положение о наставничестве;

Договор об организации образовательного процесса с элементами дуальной модели обучения;

  • Договор об организации практического обучения.

Материально-техническая и производственная база практики:

АО «Оренбургские минера» и ООО «УралПромМаш» предоставляют производственные площадки и технические средства для прохождения учебной и производственной практик.

Примеры тиражирования практик в других регионах,кампаниях, организациях – нет.

Описание 2-3 лучших практик внедрения (коротко на 1-2стр.)

Выработана методика реализация принципов дуального обучения в условиях АО «Оренбургские минералы», ООО «УралПромМаш»: обеспечены оперативная перенастройка образовательной программы, разработано комплексное учебно-методическое обеспечение. Для организации образовательного процесса на основе модели дуального обучения используется ресурс производственной площадки АО «Оренбургские минералы», ООО «УралПромМаш». Выработана методика интенсивного применения практико-ориентированных форм и методов образования, в ходе организации практик обучающихся (мастер-классы, мастерские, различные формы групповой профессионально-ориентированной работы). – учебная практика. Приобретение первоначального практического опыта проходит в условиях производственной площадки организации-работодателей. Выработан инструментарий независимой оценки результатов практик обучающихся с участием представителей организации. – производственная практика (практика по профилю специальности, преддипломная практика). За обучающимися закрепляются наставники из числа высококвалифицированных специалистов предприятия на постоянной основе. Выработаны требования к компетенции наставника, ориентированные на участие в выработке содержания всех видов практик, профессиональных модулей с учетом технологических особенностей работы предприятия; обеспечение выполнения индивидуального задания, обучающегося на практику; оценка освоения компетенций в рамках профессионального модуля; использование практико-ориентированных методов обучения; участие в процедурах анализа результатов практик. Наработан опыт проведения анализа результатов практик и использования результатов для актуализации программ практик и программ дисциплин при участии представителей организации.

Разработка (обновление) основных профессиональных образовательных программ осуществляться совместно представителями организаций-работодателей. Работодатель согласует Программы профессиональных модулей, Контрольно-оценочные средства для текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации. Экзамены квалификационные по профессиональным модулям организованы в условиях реального производства. В качестве экспертов приглашаются работники АО «Оренбургские минералы», ООО «УралПромМаш» проходят испытания на определение уровня квалификации по рабочей профессии и присвоение разряда. Соблюдается последовательность шагов алгоритма: от определения результатов освоения образовательной программы к процедурам оценивания и оценочным средствам, только потом – к формированию собственно содержания и структуры программы. Формирование структуры программ и содержания проводится по принципу «от обратного»: сначала определяются виды работ (практик), входящих в состав модулей, затем состав и содержание МДК по модулям, а затем уже состав и содержание дисциплин. В процессе формирования содержания программ профессиональных модулей и дисциплин обеспечивается перераспределение учебного материала: все специальное, профессионально значимое входит в состав модулей, общепрофессиональные вопросы освещаются в содержании дисциплин. Приоритетное значение в построении основной профессиональной образовательной программы с использованием элементов дуальной формы обучения имеет достижение выпускниками квалификации, необходимой работодателю.